С доставкой дальних грузов сложнее – их себестоимость растет, а цены поднять довольно сложно, поскольку ситуация на рынке ухудшается, из-за чего и падает спрос на услуги. Здесь и большую роль играет подорожание запчастей на грузовики, этот пункт у многих компаний «съедает» довольно много бюджета. А без нормального технического обслуживания работать не безопасно и очередная авария может обойтись как минимум простоями рейса, а может быть даже – серьезными тратами на восстановление грузовика и оплату причиненного ущерба.
Спрос и предложение – баланс нарушился
Прошлый год в логистике оказался весьма прибыльным – был весьма высокий спрос, а ставки существенно росли по сравнению с инфляцией, в особо приятных случаях порядка 20-25% за 12 месяцев. А вот с введением 5 пакета санкций ЕС все получилось с точностью до наоборот: ставки упали на 7,9%. Снизился спрос на услуги, что больно ударило по перевозчикам в условиях высокой конкуренции.
Такая ситуация вполне объяснима в современных реалиях:
- Сократился объем грузов из-за границы. Уменьшились экспортно-импортные потоки, что сказалось на объеме доставки. Конечно, пытаются вводить замещение с помощью отечественного рынка, но на это потребуется время.
- Возникает переквалификация с внешних направлений на внутренние. Тем не менее, в таких реалиях предложение растет, но спрос сокращается, что и приводит к падению цен. Такие сдвиги возникли именно после введения 5 пакета санкций ЕС и они больно ударили по логистике.
Что именно из санкционированного списка сказалось на грузоперевозках? – это запрет на передвижение по территории Евросоюза российских и белорусских фур, за исключением некоторых категорий (в основном медикаментов и пищевых продуктов). Данное ограничение заметно сократило импорт, что и уменьшило объемы перевозок.
Что планируется предпринять?
Интересно, что многие перевозчики уверены в том, что Россия вскоре введет аналогичные санкции и запретит въезд в нашу страну перевозчикам из Евросоюза. Но правительство благоразумно воздерживается от такого решения, поскольку подобные ограничения больно ударят по другим отраслям экономики, включая ретейл, что и скажется на закупках и приведет к дефициту в магазинах.
Для поддержания логистики уже предприняты следующие меры:
- смягчен весовой контроль;
- заморожены тарифы в системе «Платон»;
- вводятся льготные кредиты;
- разрабатываются и дополнительные меры.
Насколько эффективны эти действия – посмотрим со временем. Тем не менее, в годовом графике логистика пока еще не ушла в минус и остается существенный прирост на 16%. Конечно, в основном это данные за начало года, но у большинства перевозчиков еще осталось место для маневра. Наиболее разумный вариант: переориентироваться на другие регионы и развивать новые маршруты.
Также стоит учитывать, что из-за падения цен на грузоперевозки должна остаться приемлемая стоимость на товары в магазинах. Для рядового потребителя это, конечно, довольно большой плюс.